село Этока - Давайте напишем историю вместе

Исторический экскурс вглубь веков жизни Кавказа.

село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 16 мар 2011, 23:41

ДАВАЙТЕ ВОССОЗДАДИМ ИСТОРИЮ СЕЛА

Село Этока, Предгорного района, ставропольского края. Сто лет назад в каждом храме велась церковная летопись, в которую заносились все сведения, имеющие отношение к церкви, излагалась история каждого села или станицы, с учетом климатических и географических особенностей. Но пришли лихие годы и не только летописи населенных пунктов, но и сами церкви были уничтожены. Мои предки жили в селе Этока, где и теперь еще живут родственники. Несколько лет назад я решил поинтересоваться историей села и в интернете не встретил почти ничего, кроме названия села. Постепенно информация стала прибывать, но она скудна и неразнообразна.
Предлагаю всем имеющим отношение к селу Этока поделиться сведениями имеющими отношение к селу Этока, написав то , что помнят о истории села в вашей семье о его далеком прошлом или недавнем настоящем, детские и не очень воспоминания, традиции и обычаи и страницу за страницей написать историю села. Если наберется достаточное количество материала и фотографий, можно будет сделать отдельный сайт посвященный Этоке.
Вот что удалось собрать мне: Село Этока Предгорного района Ставропольского края основано в середине XИX века, а датой основания считается 1883 год. Первоначально его составляли хутора, расположенные на офицерских собственных землях, или на выкупных участках, как, например: 1883год – П.А. Попова, Пятигорского мещанина Перебайло Емельяна Е., наследников Фисенко М.Г., Кандауровой М.М.(к 1914г. Братьев Кандауровых); 1890- хутор Фенина Б.Ф., 1895 - А.Н. Даркина, 1899 – М.П.Соколовой, неизвестна дата основания хуторов: войскового старшины Зимина Е., братьев Толмачевых и Гладких, Друлева, Церковного Горячеводской церкви( на общественной земле под горой 2-й Джуцкой), М.А. Склярова, Громковского товарищества, Алексеева Н.А. , Горова, Лисовицкого товарищества, Рыбинцевского товарищества, вдовы генерала Писаренко, Пятигорского товарищества, подполковника В.М. Кальнина, подполковника Яновского, Атажукиной, три участка купца М.Е. Пронина, Ф.С. Дубового. В дальнейшем село Этока стало колхозом имени «Орджоникидзе», а после укрупнения – колхозом имени Ленина, правопреемником которого является ООО «Предгорье».
Современное название получило в 1897–99 годах после постройки церкви, а в переводе с кабардинского, название означает Грязная балка
Первые поселенцы воевали с черкесами, тогда казаки черкесами называли и адыгов, и кабардинцев, и карачаевцев. Пока работали в поле, подседланные с оружием лошади стояли наготове в балке. Как только прогремит где-то выстрел, то женщины с подростками оставались работать, а мужья на лошадей, оружие к бою и поскакали отражать набеги черкесских хищников, нападавших на людей и угонявших скот.
До революции все хутора, расположенные на офицерских собственных землях, или на выкупных участках подчинялись правлению станицы Горячеводской. В станице было правление атамана, который избирался гласными из 30 человек тайным голосованием. Всего в атаманское правление входило 10 человек различных должностей, которые избирались простым голосованием.
Еще из интернета удалось выудить, что на хуторах Кондауровых в 12 верстах от станицы ст. Горячеводская площадью 151 дес. проживало 175 душ, а в 1914 году Пятигорскому мещанину Перебайло Емельяну принадлежал хутор общей площадью 97 десятин с народонаселением 97 человек. У Перебайло был пруд и самые лучшие сады в которых выведением новых сортов и селекцией, также как и в своих садах а затем и в колхозных занимался один из моих предков. У моей бабушки крестный отец был Перебайло. А у кого-то из Перебайло был крестным мой прапрадед..
На Этоке в 19-начале 20 века жили мои предки носившие фамилию Томаровские и Торлмачевы. Когда и кто из Толмачевых первым попал на Этоку я не выяснил, знаю только, что у отца моей прабабушки Толмачева Дмитрия Александровича, который был старостой Этокской церкви было 10 десятин земли, которые он перед революцией продал, а у Толмачева Прохора Максимовича на Этоке была в самом начале XX века большая пасека. А из Томаровских на Этоке появился первым отец моего прадеда Михаил Васильевич Томаровский, ставший впоследствии ктитором Этокской церкви.
Предки строились, разрабатывали на лошадях землю, разводили сады по несколько гектаров. Жили единолично, богато имели крупный рогатый скот, большую отару барашек, хороших лошадей, были даже скакуны арабской породы(по воспоминаниям Кузнецовой(Томаровской) Надежды Львовны при коллективизации Томаровские весь скот, включая лошадей сдали в колхоз, но выездные лошади там долго не протянули и быстро погибли , т.к. колхозники стали использовать их в сельхоз работах), а перед революцией купили даже трактор.
В архивах про Этоку удалось найти только сухую архивную справку по революционному движению – выписку из списка ревкомов Пятигорского отдела:
«Р-1919 Опись1 Дело 9 (1917-1921гг) Этокский хуторский ревком Организованы отделы Гражданской регистрации, Социального обеспечения, Земельно-продовольственный, Культурно — Просветительский. Члены ревкома тт. Кишенко, Бутенко (партийные), члены Бутенко, Томаревский, сочувствующие Волобуев, Толмачев.
Местные события: жизнь тревожна со стороны кабардинцев, т.к. уже были попытки к ограблению и насилию в степи на полевых работах.»
Потом – революция, пришедшая на Кавказ в 20е годы, гражданская братоубийственная война . Атаман Шкуро, Деникин, Белые, Красные, банды всех видов грабили тружеников хлеборобов, отбирали скот, лошадей, особенно лютовали Диникинцы при отступлении через Северный Кавказ к Черному морю. По этому хутора, которым особенно доставалось стали защищать сами себя. В смутные годы погиб Ефрем Михайлович Тамаровский- отряд казаков под командованием Бородкина преследовал банду и на речке Золке, недалеко от с. Этока, догнали арбу, запряженную быками. Ехали в ней кабардинцы. Казаки подъехали проверить и Ефрем спросил горцев: оружие есть? Один из них достал из под бурки карабин, выстрелил и смертельно ранил Ефрема, тот упал и попросил воды. Его брат Павел побежал к речке Золке, папахой набрал воды, но пока нес Ефрем уже умер. Отряд поскакал в Кабардинский аул Шардаково, откуда были горцы, там многих порубив шашками. На могиле Ефрема поставили памятник из камня, но кабардинцы расстреливали этот памятник – голову отбили.
Еще один эпизод связанный с Этокой родственниками и гражданской войной. Зимой, на лошадях запряженных в сани поехал Павел Томаровский в станицу Зольскую прихватив брата Даниила. Уже темнело и надо было возвращаться. Старший брат с женой остались в Зольской, а 12 летнего Даниила отправили домой, на Этоку. В конце Зольской были навозные кучи и от туда выскочил раздетый раненный человек (как оказалось по приезде домой- красный командир). По дороге сани остановили и спрашивают: что везешь? А мальчик не испугался и говорит – барашку и его отпустили. Вместо барашки был замотан в тулуп красный командир. Потом приезжали и благодарили Михаила Васильевича за хорошего сына и подарили коня.
Моя бабушка Надежда Львовна Кузнецова(Томаровская) родилась на Этоке, ее отец - Лев Михайлович Тамаровский воевал в первую мировую войну на Турецком фронте, учавствовал во взятии Трабзона, может быть был в плену, домой вернулся из Крыма. Воевал в гражданскую войну толи с Буденным и Котовским, толи против них, воевал в Великую отечественную на Харьковском фронте, уходил из окружения. Он был дорожным мастером и построил много дорог в районе Кавминвод. Женат был на Толмачевой Марфе Дмитриевне На Этоке жили его братья и сестры : Даниил, Дмитрий, Ефрем, Павел, Наталья, Матрена, Фекла, Полина. Так же на Этоке жили родственники с фамилиями: Хрипуновы, Елмановы, Панахно,Чубаевы, Яковиновы,Бутенко, Колтунвы, Добровольские, Ярошенко, Прошунины, еще говорят, что на Этоке были какие-то наши родственники по фамилии Писаренко и Волобуевы, а они, в свою очередь, опять же говорят, были в родстве с генералом Ермоловым.
В настоящее время на Этоке действует церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы , она открыта в помещении бывшей бани, а старая церковь во времена гонений на веру была превращена в клуб, где проводились танцы и показывали кино, а потом после постройки нового клуба совсем сровнена с землей. К сожалению мне неизвестны подробности строительства и нет фотографии старого храма. Поиск в архивах Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа не дал результатов. По их словам ни одна метрическая книга или ревизская сказка с записями о крещении, венчании или смерти на хранение в архивы не поступала. Однажды сверкнула искорка надежды, на одном из форумов человек из Пятигорска сказал что у него есть несколько метрических книг Этокской церкви и он готов их продать. Я хотел выкупить их для передачи в архив, но все оказалось банальной разводкой. Он попросил предоплату по почте , но отказался прислать фотографию хотя бы одного листа, а потом и вовсе исчез. Увы…
Система образования сельсовета представлена двумя средними общеобразовательными школами № 13 в с. Этока на 400 мест и школой № 27 в хуторе Тамбукан на 200 мест, детский сад на 50 мест, детская музыкальная школа. Медицинское обслуживание населения осуществляет Этокская врачебная амбулатория, фельдшерский пункт в хуторе Тамбукан. Торговое и бытовое обслуживание населения осуществляют 12 торговых точек, парикмахерская.
Пожалуй, это пока все. Дополните написанное мной своими историями, данными или фотографиями.
Если у кого остались рукописные воспоминания бабушек-дедушек о Этоке и жителях села- присылайте фотографии я набью печатный текст.
Последний раз редактировалось sl0902 16 мар 2011, 23:44, всего редактировалось 1 раз.

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 16 мар 2011, 23:42

По рассказам знакомого, побывавшего в прошлом году на Этоке , есть в селе, довольно интересная традиция отмечать Старый Новый год. От бабулек на улице он узнал, что отмечался праздник всегда так: В ночь с домов снимаются калитки и уносятся на кладбище, а утром народ просыпается и начинает искать свое добро. На доброй части домов было мелом написано : с Новым годом.

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 16 мар 2011, 23:43

О станице Горячеводской много написано здесь: Форумы Казачьего Народа / Терское Казачье Войско / Терская земля Станица Горячеводская+Фото
http://forum.kazarla.ru/index.php?/topic/913-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d0%b3%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%87%d0%b5%d0%b2%d0%be%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be/page__hl__Горячеводская__fromsearch__1
Что собрал о Томаровских и Толмачевых можно посмотреть здесь:

http://forum.vgd.ru/7/11302/0.htm?a=stdforum_view&o=

http://forum.vgd.ru/155/15615/

Кому из родственников интересно - пришлю дерево или роспись.

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 17 мар 2011, 22:00

Если у кого остались рукописные воспоминания бабушек-дедушек о Этоке и жителях села- присылайте фотографии я набью печатный текст.
А на сайте "ОДНОКЛАССНИКИ" есть группы ЭТОКА и там вообще очень интересно сделать фотоальбом жителей села от основания до наших дней. От старых фотокарточек на картоне, до цветных выпускных школьных фотографий. Покопайтесь в домашних архивах и фотоальбомах, такого еще нет ни в одном населенном пункте КАВМИНВОД.

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение Антон » 17 мар 2011, 23:49

Стоит надеяться, что рано или поздно твой труд будет вознагражден. А он будет вознагражден, так как уже собран кое-какой материал. А для маленького села - это очень важно.
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5316
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 20 мар 2011, 23:35

Получил сегодня изумительное дополнение к традиции празднования старого НГ , оказывается обычай ночью с 13 на 14 января сниматьс петель калитки и уносить иногда далеко от дома в такой форме это начал проявляться не так давно, а раньше этот обычай существовал в несколько ином проявлении: калитки снимались только у тех дворов, где была девушка на выданье, и относилась ко двору предполагаемого жениха (в селе всегда это знали, т.к. жизнь протекала у всех на виду), а калитка жениха относилась на место снятой калитки у невесты. Но в наши дни этот обряд принял искаженную форму, и дети, не совсем понимая что к чему, снимают все калитки подряд и уносят куда-то далеко от дома, так что вызывают только сожаление у тех, кому в силу возраста тяжко возвращать их на место .

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение Антон » 21 мар 2011, 22:25

Когда я искал дом кого надо, наверно уже все село об этом знало ))) Сейчас Этоку можно назвать "селом тысячи мостиков". Как мне показалось, их там очень много.
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5316
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 31 мар 2011, 21:24

Все кому мог отправить в социальных сетях письма, тем отправил. Хотелось, безусловно, большего, но и то, что получилось радует. В сети «Одноклассники» есть группа «Этока», которая медленно, но верно заполняется фотографиями. А пришедший от Виктора Бернова отклик можно смело назвать - Ода ЭТОКЕ. Засим его и публикую:
Северный Кавказ... При одном упоминании об этом удивительном крае у человека, хоть однажды здесь побывавшего, в памяти непременно возникают живописные картины предгорий с лощинами и реками, берущими начало где-то в районе снежного Эльбруса, устремляющими свой бег на восток в сторону Каспия; здесь же видны огромные локкалиты с выступающими скалами, поросшие лесами и кустарником, протяжённые поля, края которых ограничены лесополосами, а прямо на юг - заснеженная цепь Кавказских гор, воспетых в песнях, легендах, стихах и сказаниях народов и волнующих взор художника, исследователя и просто путника, кто, поднявшись на вершину холма и взглянув в сторону этой первозданной красоты, непременно застыл бы в удивлении не в силах оторвать взор от заснеженных вершин. Продвигаясь строго на юг от Пятигорска, путник непременно бы оказался в точке, где дорога раздваивается: одна идёт прямо, а другая поворачивает сначала на запад, а затем на юго-запад. Избрав эту дорогу примерно через 3-4 километра он попал бы в село с кратким названием Юца, расположенным по обеим сторонам поймы речки с одноимённым названием, а, продолжая путь на юг, примерно через час пешего пути поднялся бы на пригорок, откуда ему бы открылся волшебный вид лежащего в лощине большого селения. В центре этой лощины бежит речка, берега которой сплошь укрыты вербами и ивами. Это Этока. Если бы он проследовал в верховья речки, то пришёл бы к месту, где из-под земли выбивают сильные родники. Они-то и дают начало этой речке, которая бежит по дну лощины строго на восток, неся свои воды в другую, более сильную реку, и, соединившись вместе, они следуют в сторону Каспия. Остановившийся путник видит прямо перед собой старое село с дорогой, проходящей прямо в центре. Она вначале идёт прямо, а затем круто поворачивает на восток. Так же расположены и дома: все они стоят вдоль дороги, однако видны и переулки и улочки, уходящие вверх по склону лощины.Если бы это было весной в момент цветения садов, то дома были бы видны с большим трудом: весной Этока утопает в белой пелене цветения. Здесь край садов. Стоя ещё на вершине холма, вдали путнику было бы видно другое селение. Его название -Белокаменка или Конзавод, и к нему нужно было бы идти строго на юг, пересечь при этом Золку, и пройти ещё чуть более километра. То край прекрасных полей, родников и почти постоянного свежего ветра, дующего со стороны Эльбруса. Там редко бывает жарко, там край отменных пастбищ, где на вольном выпасе гуляют знаменитые на весь мир кабардинские горные скакуны. Но путник, спустившись в село, справа от себя увидел бы улицу, уходящую прямо на запад, где чуть вдали виден силуэт огромного локкалита, название которому Джуца. Эта гора возвышается над горизонтом в виде огромного гребешка, имея 4 вершины сплошь покрытые скалами, а старое название улицы, ведущей прямо к подножию Джуцы - Гудермес. В старые времена это был отдельно стоящий посёлок, где стояло всего несколько домов, а само название это место получило из-за своей дикости: некогда здесь были заросли кустарника, камыша и ив, а обилие родников, выбивающих в разных местах, создавали почти непроходимые топи и трясины, из-за чего местные пастухи опасались загонять стада в эти места. Если придать переводу литературную форму, то само слово "Гудермес" так и можно было бы перевести как "грязное место" или "топкое место". А само название села - Этока - также имеет перевод, и на языке адыгов означает "селение в лощине" или "селение в балке". Если бы мы искали эквивалент в русском языке, то это звучало бы примерно как "Балковское селение". Но вернёмся к поражённому видом путнику. Прямо на восток от Конзавода он видит далеко в дымке Светловодск , а на юго- запад дорога, продолжи он путь, привела бы его в дикие места Джинала и в Кичмалку. С этими местами связана довольно значительная часть истории становления самой Этоки.
Интересно само название горы Джуца. Исследователи считают, что оно напрямую связано с культовым значением высот у язычников. Как известно, все вершины у древних народов имели своё название, так вот слово "Джуца" можно было бы перевести как "Место принесения в жертву быка". Конечно, само слово, возможно, претерпело изменения, иначе говоря, было адаптировано и так вошло в русский язык. Однако здесь слово за исследователями и, возможно, они ещё раз подтвердят правильность его значения. Что же касается Кичмалки, то в этом затерянном среди гор селении в тяжёлые 30-е и 40-е годы жили и русские, и украинцы, бежавшие от преследований поборников коллективизации. После репрессий Этока сильно поредела, а вскоре грянула война... Однако мы всё же вернёмся к нашему путнику, который медленно идёт по центральной улице этого красивейшего села. Раньше сама Этока резко делилась на районы. Об одном мы уже говорили - это Гудермес. Он включает до сих пор одну длинную улицу, уходящую под Джуцу, где, взяв чуть вправо, и продолжая путь, через полтора километра попадёшь в пос. Гвардейский. В то время Гудермес заселили очень многодетные семьи. Детей было много, игры делили их на группы по возрасту, а в зимние вечера детский гвалт и смех был слышен очень далеко: дети катались с бугров на санках и без них, а весной и летом бегали на лужок и косогор за цветами. От Гудермеса дорога выводит прямо к другому району, лежащему в полукилометре и включающему группу улиц , объединённых одним названием - "Сабля". Здесь дорога делает резкий поворот на восток, однако есть дорога и на запад, ведущая прямо к ферме, а далее - к Джуце, и, если бы кто продолжил путь, то он привёл бы путника к Золке, прямо к зарослям дикого леса, откуда дорога идёт в Приэльбрусье, на Кичмалку и в Каменомост. Идя на восток, попадаем к центральной части прежней Этоки, где располагаются до настоящего времени клуб и магазин. Ранее здесь был маленький магазинчик, амбулатория и клуб. От клуба, прямо по проулку, можно было попасть на бригаду, где располагался ток, конюшня и тракторная бригада. В сотне метров от клуба располагалась средняя школа - alma mater всех поколений, выросших в Этоке. Оттуда уходили на войну, туда же приходили учиться дети вернувшихся с войны, которые потом и сами пополняли ряды учителей, врачей, учёных и тружеников всех профессий.Несколько слов о школе. Она была открыта в 30-х годах как начальная и на её базе - семилетняя школа. Это одноэтажные капитальные здания, здравствующие до сих пор. Со временем она расширялась, поскольку росло число жителей села и число детей, и стали строиться дополнительные здания. Вскоре школа стала средней. На раннем этапе весь коллектив школьных учителей состоял из выпускников царских гимназий и пансионов. Это были очень грамотные, культурные и утончённые люди, полностью отдавшие себя просвещению крестьянских детей. Отношение к учителям было благоговейно-почтительное. Но наш путь продолжается, и, преодолев расстояние примерно в километр, наш путник попадает в точку, откуда вправо от основной дороги отходит грунтовая, которая, следуя кто по ней, привела бы его после подъёма сначала в балку, а затем через поле прямо к Золке и далее на восток через несколько километров уже в Кабарду, в Светловодск, известный своими полями под посевы и горячими минеральными источниками, выбивающими прямо из-под земли. О целебных свойствах этих вод известно было всегда, и до сего дня любой желающий может посетить горячие Светловодские бани. Если взглянуть влево от основной дороги, то вдали, в пойме речки, будет виден пруд и дорога, уходящая в гору по северному склону. Она ведёт к Лиманским садам - месту гордости и знаменитости всего Предгорья. В советское время оттуда фрукты - яблоки, груши, вишни, черешня, персики - машинами и вагонами отгружались в первую очередь для детей северных регионов, Урала. Те знаменитые сады были результатом титанического труда большогочисла людей и закладывались они в послевоенное время. На протяжении десятилетий бессменным руководителем садовой бригады оставался И. Ротто, человек очень талантливый и трудолюбивый, яркая личность. Удивительным остаётся то, что в "постперестроечные времена" от тех садов осталось лишь воспоминание, поскольку оказалось, что привозить фрукты из Аргентины, Израиля, Турции, поддерживая при этом закордонного производителя, по мнению устроителей нового общества почему-то стало выгоднее и дешевле (?). С безжалостным уничтожением садов были утеряны уникальные технологии садоводства, а вместе с ними и сами сорта и виды фруктовых деревьев. То же произошло и с лозой виноградной, и горькая фраза, прозвучавшая однажды из уст одного из работников винзавода - "нам больше никогда не пить "Букет Прикумья",- оказалась приговором, быть может, навсегда. Но наш путник продолжает шагать на восток, ближе к самой истории зарождения и становления села как такового, по этой загадочной и очень привлекательной Этоке, минуя при этом ещё один пруд в районе Коллектива. Далее начинается тот район, который на заре становления села, отстраивали и заселяли Толмачёвы и Томаровские. На самом пригорке виден и дом Даниила Томаровского, а позади огорода, уходящего в пойму речки, - пруд, который так и называли - "Томаровский пруд"- место очень тихое и красочное, и многие поколения детей, включая и детей самого Даниила Томаровского, выросли на этом пруду и научились плавать и вместе с ним и взрослели. И что примечательно, его детям и передалась столь безмерная любовь к родным краям, ко всему, что окружало, так что через годы они уже с семьями вернулись в Этоку. Мы уже говорили, что война порушила и покрушила многие планы, но все, вернувшиеся с войны, заимели семьи, отстроили дома, насадили сады и тем увековечили свои имена в истории села, как это в своё время сделал и сам Перебайло, с деятельностью которого напрямую и связана история тех мест. Наверное, они очень любили землю, любили свой край, облагораживали его, украшали и передавали эту любовь и следующим поколениям. Само село очень активно стало застраиваться и развиваться после войны, когда с фронта вернулись защитники Отечества.Там водилась рыба. Запускали туда мальков и сами пацаны, и Данила Томаровский. И пацаны чувствовали себя там очень вольготно; частных водоёмов в ту пору не было, на удочку разрешалось ловить в любом пруду, а прудов по Этоке было много. В 50-60-х годах Этока условно состояла из трёх территорий: та, что поближе к Джуце, носила название "Большевик", и было там 2 больших и глубоких пруда, на первом из которых были лодки и очень много рыбы. В настоящее время пруда нет, осталась одна пойма, перегороженная старой плотиной, на дне поймы - заросли ив и верб. Ниже, в районе Склярова бугра, находится второй пруд, рядом с которым стояли огромные колхозные птичники. От этого пруда тоже осталась только плотина, пруд очень обмелел и заилился. В районе, который до настоящего момента носит название "Коллектив", расположен третий пруд, и надо сказать, он просто случайно уцелел. Мало того, он фактически остался почему-то нетронутым в своей первозданной красоте и привлекательности. Иногда думается,что пруду по какой-то причине несказанно повезло. Конечно, он уже не такой глубокий, но всё ещё летом на его берегах можно видеть детей и взрослых, мирно отдыхающих в сельской тиши. За коллективом начинается вторая территория, в прошлом носившая название "Стахановский" (позже ей было дано новое название - "Орджоникидзе" и связано это было с колхозом. Так вот на этой территории и расположен пруд Данилы Томаровского, ниже которого, в районе старой церкви (рядом с ней совсем недавно была выстроена новая церковь) располагаются ещё два пруда, северные берега которых выходят к полям. Территория, о которой мы говорим, и была началом застройки и заселения Этоки. Ранее это был хутор Перебайловский. Там и селились, работали и строились Толмачёвы, Томаровские, Бутенко, Батвиновы, Кузнецовы, Бахтиновы, Корниенко и Иваницкие, Ерёмченко, Пушкарёвы, Батаевы и многие ещё, кто отстраивал и поднимал колхоз, оставив после себя возделываемые земли и сады. Увы, новые и "свежие" веяния многое превратилив пыль. Было уже замечено, что уникальность России в том, что все перемены в ней сопровождаются кровопролитием и страшным и диким остервенением, результатом которых всегда остаются руины, идолы, поверженные с пьедесталов, и два извечных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?". И когда мы читаем записки древности, то с удивлением открываем, что история во многом повторяется, поскольку далеко не на голом месте и не беспричинно родилось восклицание, так прочно утвердившееся и дошедшее и до наших дней - "O tempora, o mores!" ("О времена, о нравы!". Среди того, что нельзя остановить, значится время, а чего нельзя избежать - так это безумия. Так вот перенесёмся в трудные послевоенные годы, когда с фронта вернулись почти все, фамилии которых нами названы. Времени на раздумья не оставалось, нужно было работать, строить дома, восстанавливать хозяйство. А некоторые вернулись калеками, другие - после получения тяжёлых ранений, шрамы от которых были видны на их телах, которых они как-то
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…стеснялись что ли, и никогда их не показывали. Ребятишки видели эти шрамы совершенно случайно, когда мужчины после трудового дня шли на пруд, чтобы отмыться от полевой пыли, и на вопрос "дядя, а что это у вас...?" как-то с грустной улыбкой всегда отвечали: "Да немец оставил...". Про шрамы по-детски знали всё или почти всё: где и у кого какой шрам, и что "шрам оставил немец", только никак не могли понять ещё неокрепшим детским умом масштабы той войны и глубину трагедии, которую пережило старшее поколение. Знали только и видели, как на День Победы 9 Мая совсем ещё молодые мужчины при встрече с друзьями не стесняясь плакали, а на скулах их перекатывались желваки, и многие замирали на долгое время, смотря куда-то вдаль, и никто не знал о чём в тот момент думали эти рано поседевшие отцы и что они переживали, потому что ещё долгое время в тяжёлых снах они бежали в атаку, занимали высоты, укрывались от бомбёжки, тяжело выходили из окружения и хоронили друзей, и гул обычного самолёта принимали за пикирующий "Мессер". В "Большевике" был бригадиром тракторной бригады фронтовик, механик-самоучка, человек очень умный и талантливый. Так вот о необычайной скромности: очень долго никто ничего не знал о том почему, купаясь в пруду, он никогда не снимал рубашку. Всё обнаружилось совершенно случайно, когда врач, делая дежурную прививку рабочим прямо в тракторной бригаде, попросил того поднять рубашку, чтобы была оголена лопатка. В большом смущении, когда рубашка была приподнята, взору всех открылась страшная картина: на месте лопатки с левой стороны зиял большой рваный шрам. "Война...",- грустно произнёс врач, а бригадир чуть слышно выдохнул: "Пуля прошла... разрывная...". Удивительное поколение, поколение скром- ных, бесконечно терпеливых и очень мужественных людей. Но наш путник движется прямо по дороге в сторону нынешнего центра нашей горячо любимой Этоки и, пройдя всего с десяток домов, оказывается у дома некогда большой семьи Бутенко. Вообще семья их уникальна, и поселились они, очевидно, ещё до войны, а первый дом построили в Перебайловском. После войны в селе жили с семьями двое братьев Бутенко - Виктор и Николай, и дома их стоят до сегодняшнего дня. Построились они примерно в полукилометре один от другого, оба работали в колхозе. Что примечательно: в их семьях рождались только мальчики; у Виктора их было четверо, а у Николая - двое, и все дети родились уже после войны. Чтобы обрисовать портрет этих глав семейств - братьев Виктора и Николая - то нужно было начинать с их удивительной работоспособности и настойчивости, а, говоря об отличительных чертах, достаточно было бы упомянуть об их необычайных математических способностях. Виктор Бутенко работал учётчиком в бригаде. Калькуляторов тогда не было, однако был уникальный прибор - арифмометр -, которым пользовались обычно бухгалтеры и учётчики, кассиры, в общем, все, кто хоть мало-мальски соприкасался с учётом и цифрами. Так вот Виктор эти чудом техники и плодом человеческого гения никогда не пользовался. Обладая феноменальным дарованием и прекрасной памятью, он имел своеобразную форму мышления: он жил в мире цифр, постоянно держа их в голове и выполняя действия, которые для человека со средними способностями казались просто невообразимыми. Рассказывают такую историю: зная о его таких удивительных способностях, однажды решили устроить что-то похожее на состязание: сажали человека с арифмометром, а тут же напротив находился и наш уникум ( правомерно можно было бы сравнить его в некоторой степени с такой личностью, как Арраго), и начиналось такое, на что взглянуть собиралась толпа народа: всем было очень любопытно кто кого опередит и посрамит ли Виктор это чудо техники. Задавались разные действия, брались разные цифры, однако математический гений простого учётчика легко победил. Рассаказывают и такую историю: кто-то ради интереса, а может и по необходимости просил его сложить, перемножить или совершить какие-то другие действия с цифрами, он тут же выдавал ответ. Мало того, в памяти он носил данные по учёту, отчётам. Для этого достаточно было просто задать вопрос. Ответ давался тут же, а лезть в бумаги необходимости уже не было. Надо сказать, что все его дети унаследовали эти необычайные математические способности, и второй из его сыновей - Валентин - в последствии закончил сложнейший факультет конструирования и строительства ракетных двигателей Харьковского авиационного института. В школе Валентин отличался теми же необычайно яркими математическими способностями, что и его отец. Учёба в институте давалась ему очень легко, и результатом стал красный диплом отличника учёбы. К великому огорчению, после начала "перестроек" и различных экспериментов, направленных на "улучшение жизни народа", стране понадобились "челноки" в Китай, Польшу, Турцию, ОАЭ, но только не конструкторы ракетных двигателей, а развал СССР послужил началом конца очень многих разработок и научных направлений. Надо заметить, что в советское время (наконец-то "умные головы"и прочие "экспериментаторы" это со скрипом, но признали) уровень образования был очень высок, а сама система образования была признана самой передовой в мире. Фундаментальное среднее образование давало возможность на конкурсной основе поступить в ВУЗ по способностям и уровню знаний, а для работающих действовали вечерние и заочные ВУЗы, где параллельно с практическими знаниями и навыками, получаемыми непосредственно на рабочем месте, способный человек мог свободно получить и теоретические знания высшей школы, и всё в совокупности делало его прекрасным специалистом в своей области будь он рабочим или руководителем высшего или среднего звена. Сегодняшние "эксперименты" и шараханья привели к критической ситуации, когда в стране проявился крайний дефицит технических и научных специалистов, квалифицированных рабочих, словом всех тех, кто создаёт материальные блага, без которых жизнь общества, как известно, просто невозможна. Было забыто очень простое правило: законы экономики обмануть ещё никому не удавалось. Но мы вернёмся к нашему путнику, который от дома одних Бутенко, пошёл в направлении дома его брата Николая, тоже человека очень даровитого и уникального. Он работал с техникой в тракторной бригаде, прекрасно разбирался в механизмах, делал расчёты деталей, которые затем изготавливались в колхозной мастерской, а также расчёты под строительство колхозных сооружений. Для нынешнего поколения само слово "колхоз" звучит как анахронизм или насмешка, но и это неудивительно, поскольку сегодня " молодая поросль" не слишком утруждает себя в вопросе изучения прошлого своей Родины, связи времён и поколений, и мало кого интересуют вопросы "кто мы?" и "откуда мы пришли?", и уже в свете сегодняшних ценностей подвиги старшего поколения в лучшем случае у некоторых вызывают просто скептическую усмешку. А наш путник находится в самом центре села, где со времени возникновения хутора и находилась и в настоящее время находится сельская управа - администрация села Этока.Наш путник находится как раз в том месте, откуда и начинается история Этоки. Это примерно её географический центр, если брать во внимание и Тамбукан, который являет собой продолжение села, являясь его конечным пунктом, потому что дальше на восток примерно в километре от Тамбукана проходит федеральная трасса, именовавшаяся раньше Москва-Баку. Но мы не будем забегать наперёд, а осмотрим окрестности, прилегающие к центру села, где, как мы уже сказали, располагается его администрация. Итак, назвать это место живописным было бы просто мало или ничего не сказать. Этому месту больше подошёл бы эпитет "райское место" и вот почему. Сама дорога, проходящая через село, перед центом делает небольшой поворот, за которым следует короткий крутой спуск и сводит путника в лощину. Перед самым поворотом слева видны пруды и плотина, по которой проходит дорога, ведущая в Пятигорск через Лиманские сады. Там же, чуть выше, видны бывшие колхозные поля, где в те времена сажали помидоры и капусту, а в настоящее время эти поля используются уже под другие культуры. Слева от этой дороги до сих пор стоит ферма, чуть выше от неё - довольно протяжённые пастбища, выводящие на косогор. Распаханных земель там нет, потому что в советское время на ферме были огромные стада, делившиеся на молочные и молодняк; молочные давали столько молока, что после обеденной дойки нужны были уже несколько молоковозов, чтобы тут же отправить молоко на молзавод. Так вот стада выгоняли на эти самые пастбища, не утомляя скот длительным перегоном. И сами жители держали скот. Было много коров из личного подворья. В то время почти в каждом дворе было по 2 коровы, либо корова и тёлочка, которую впоследствии оставляли на завод. Это достигалось тем, что с кормами не было проблем, и заготавливалось много силоса, пшеничной и овсяной соломы, и кормов хватало. Направо же от главной дороги села перед этим самым поворотом, сводящим в лощину, отходит дорога, круто ведущая в гору, где наверху расположены огромные поля и пруд, и, если следовать дальше по этой дороге, то она приведёт нас прямо к речке Золке, напитывающейся водами тающего ледника склонов Эльбруса и родниковыми водами, наполняющими её русло по пути следования. Перед Золкой земли района заканчиваются, и дальше начинаются земли соседей - Кабарда. Так вот эти самые земли, о которым только что шла речь, земли, выходящие к Золке, вместе с их владелицей и смотрителем её хозяйства Перебайло и составляют часть истории самой Этоки. Для описания нужно будет вновь вернуться в центр и медленно осмотреть это самое место, к которому перед этим и был применён эпитет - "райское место". Надо сказать, что для поселения это место подходило как нельзя лучше: обилие вкусной родниковой воды, пастбища, луга, косогоры с травой по пояс, богатые для возделывания земли, мягкий климат и почти полное отсутствие ветров - всё это, наверное, и послужило причиной тому, что более ста лет назад некая женщина, взглянув на эти места и оценив все прелести этого уголка, немного подумав, коротко произнесла: "Селиться будем здесь...". Наверное, так это и было. Решения принимались без помпезности, здраво и вдумчиво. Управляющим оставался Перебайло, и уже через некоторое время возник хутор, который так в народе долгое время и назывался - "Перебайловский". О размахе и основательности строительства долго можно было судить по зданиям, сохранявшимся вплоть до 80-х годов: сразу за поворотом, с правой стороны стояли два дома - один чуть меньше другого-, и широкий двор большего из них прятался в душистых кустах жасмина; там же была и очень удобная лавочка, где по вечерам часто сидели влюблённые пары. Слева же стояла прежде церковь - место поклонения сельских прихожан и неотъемлемый атрибут любого поселения, где проживал православный люд. К сожалению, невежество, движимое больше инстинктами, чем разумом, в определённое время превратило это место поклонения сначала в клуб, а затем и вовсе разрушило. Если бы кому-то пришло в голову описывать прошлое, связанное с этим хутором, то образы, описанные Ф.М. Достовским в романе "Бесы", в точности перенеслись бы на страницы совсем другого романа и другого автора, став главными действующими персонажами трагедии, развернувшейся в этом месте. Забегая наперёд, скажем, что на месте разрушенной церкви так ничего и не было построено, хотя одним человеком была предпринята попытка поставить там собственный дом. Результатом всех этих начинаний остался заложенный фундамент, а хозяин этого плана где-то растворился на бескрайних просторах России. Заброшенное, одинокое и бесхозное вскоре это место поросло бурьяном, а заложенный фундамент, с коим были связаны большие надежды, порос лишайником и постепенно стал разрушаться, в целом создавая вид какой-то отрешённости и запустения, как бы являя собой новую интерпретацию известной картины Верещагина "Апофеоз войны", войны против "вредной", как тогда казалось, идеологии, в основу которой по замыслу её проводников ложились благие намерения, которыми, как оказалось впоследствии, была вымощена дорога в ад. Продолжая эту горькую тему, уместно было бы вспомнить одну фразу, которую с тревогой и грустью сказал сам Ф. М. Достоевский: "Без Бога можно всё...". Теперь же прямо напротив того места, где некогда стояла та старая церковь, был воздвигнут новый красивый православный храм, куда сегодня каждый страждущий может зайти и , стоя в тиши, помолиться Богу. Однако глубина трагедии разрушения, ведущей к потере духовности, состоит в том, что на определённом этапе была потеряна и связь поколений, и многие превратились в "Иванов, не помнящих родства". Но наш любознательный путник мысленно переносится на тридцать с небольшим лет назад и входит в тот широкий двор большого дома, где садится на ту самую лавочку, стоящую среди кустов жасмина и так облюбованную влюблёнными, и направляет взор сначала на юг, а потом и на восток, медленно окидывая взглядом крутой косогор, постепенно переходящий в равнину. Всё то, что в состоянии вобрать его взор - это старый сад, сплошь состоящий из грушевых деревьев каких-то особенных сортов, малая часть из которых сохранилась до настоящего времени что весьма удивительно. Если мысленно перенестись примерно на 40-50 лет назад, то наш путник увидел бы этот сад во всей его красоте, а занимал он весьма большую площадь, включая склон косогора и ниже, вплоть до самой речки. Сад, как подобает, в те времена охранялся, но к пацанам сторожа не так были строги и разрешали набрать упавших груш, вкус и аромат которых забыть было просто невозможно: одни пахли мёдом, другие имели какой-то пряный вкус, были и такие, которые имели запах сладостей или, лучше сказать, каких-то конфет. С сожалением надо сказать, что сегодня уже нет такого разнообразия плодов, да и садов осталось не так много. Есть ещё одно: импортные фрукты, которые сегодня широко продаются в магазинах и на рынках, зачастую не имеют того натурального вкуса и запаха, которым обладают наши доморощенные, да и все они, привезённые из заморских стран, предстают как какие-то однотипные. А попади кто в тот период, когда подходило время весеннего цветения, то увидел бы как весь этот сад покрывался почти сплошной белой пеленой: так зацветали груши. Затем уже, под конец цветения, слабый ветер подхватывал падающие белые лепестки и нёс их прочь, где-то мягко опуская на влажную после майских гроз землю. Примерно в 70-х годах внимание к этому саду стало постепенно ослабевать, и часть деревьев по необходимости были вырублены, поскольку прямо у дороги, рядом с зданием сельской администрации, был выстроен из розового туфа очень просторный в 2 этажа дворец культуры, где, как предполагалось, будут работать классы и кружки детского творчества, включая занятия рукоделием, музыкой, танцами и хоровым пением. А молодёжи в селе было очень много. Три дня в неделю по вечерам устраивались танцы, и зал и площадка перед ДК были полностью заняты танцующими парами, а наверху в классах среди недели проходили занятия с детьми в различных кружках. Здесь было бы уместно напомнить сегодняшним очень "продвинутым младореформаторам", что однажды провозглашённый работающей в то время властью лозунг "Всё лучшее - детям", в этой части неукоснительно соблюдался. Но мы вновь возвращаемся к нашему путнику, сидящему на удобной лавочке среди кустов жасмина, который медленно окидывает взглядом косогор и лощину, совершенно при этом не подозревая, что за его спиной стоит тот самый исторический дом и другие постройки, имеющие прямое отношение к нашему долгому повествованию. Рассказывают, что это был дом владелицы земель, а рядом - дом её управителя. Впоследствии, когда всё перешло новой власти, спустя некоторое время там что-то было перестроено, и заработала колхозная пекарня, где выпекали хлеб, который так и называли - "колхозный". Об этом хлебе рассказ отдельный, потому что сегодня ничего подобного нет и вряд ли будет. Надо сказать, что точно такой же хлеб пекли в то время и на Юце, и в колхозной пекарне посёлка Горячеводский. Это были большие хлебы часто весом под 4 килограмма всегда с розовой хрустящей корочкой, вкус которой ни один человек не в состоянии забыть, если хоть раз её попробовал. Сам хлеб имел неповторимый и всегда пьянящий запах. который всегда будоражил воображение того, кто держал его в руках. Как правило, родители всегда посылали на пекарню за хлебом детей, непременно при этом переглядываясь и улыбаясь, потому что знали последствия этого похода: отдельные буханки хлеба всегда приносились либо без верхней корочки, либо с уголками, к которым уже приложились детские зубки, так что форма хлеба уже весьма-весьма отдалённо напоминала первоначальную. Когда же этот хлеб прибывал домой, то начинался второй этап настоящего пиршества: хлеб разрезался на доли вдоль или поперёк, а сверху на эту долю намазывалось своё сливочное масло, или варенье, либо поверхность куска чуть увлажнялась и тут же присыпалась сахаром, и этот аппетитный кусок вместе с его владельцем выплывал во двор или на улицу, где таял с поразительной быстротой. Не стыдно будет повториться: вкус и запах того хлеба оставался неповторимым. Если кто жил в селе и работал на пшеничном поле, тот сразу поймёт о чём идёт речь. Тот хлеб впитал в себя все запахи земли, зрелых колосьев, полевых цветов и свежесобранной соломы, свежесть летнего воздуха после прошумевшей грозы и ещё чего-то такого, что очень часто в литературной прозе и в поэзии, а иногда в песнях обозначено как " близкое и родное". Скажем, что где-то и сегодня делаются жалкие попытки испечь нечто подобное, однако к величайшему сожалению в точности удалось воссоздать только форму того "колхозного" хлеба, содержание же сегодняшнего "шедевра" на второй день уже рассыпается на крошки, а на третий его остатки вызывают разочарование и жалость. Весь процесс выпечки на сельской пекарне вели сами сельчанки, знавшие толк в этом деле, рецепт и технологию. Устройство сельской жизни в ту пору было таковым, что существовали бригады, где имелся свой стан, ток, столовая и комнаты отдыха. Лето же для детей всегда было незабываемым и неповторимым. В школах на этот период организовывались ученические бригады, которые выполняли работы как в саду, так и в поле. Дети всегда были при деле, они обучались труду и многие из них уже в то время ориентировали себя на определённые профессии в том числе на сельское хозяйство. Детей всегда кормили, давали отдыхать и резвиться. Вообще отношение к детям было наполнено любовью и лаской, потому что почти все мужчины, а в военное время сами они 18-19- летние юноши, прошедшие сквозь горнило той страшной войны и сполна хлебнувшие лиха, всю душевную теплоту и заботу направляли на детей. Отчётливо сознавая, что безделье рождает пороки, старшее поколение с детства приучало детей к труду. В то время совершенно немыслимо было бы предположить, что пройдёт совсем немного времени и всё очень круто поменяется: сельское хозяйство, которое формировали, поднимали и на своих плечах несли жители сёл, рухнет и развалится в один момент, фермы, выстроенные в то время по передовым проектам, окажутся заброшенными и полностью разграбленными, а огромные земельные угодья зарастут бурьяном. Сегодня делаются неуверенные и робкие попытки как-то возобновить и восстановить разрушенное сельское хозяйство, однако какие-то силы с упорством, достойным лучшего применения, продолжают душить собственного производителя, вынуждая его закрывать производство, при этом предлагая взамен товар зачастую сомнительного происхождения и качества. Доказательством тому служат события нескольких последних лет, когда производители зерна в России были поставлены на колени аппаратом чиновников, имеющих непосредственное отношение к этому вопросу. Эта тема широко обсуждалась в средствах массовой информации, но чтобы не развивать дальше дискуссию, скажем одно: производители зерна были поставлены в такие условия, что от продажи своего зерна по ценам, продиктованным чиновниками, средств не хватило даже на то, чтобы рассчитаться за ГСМ и выплатить зарплату людям. Эти далеко не радужные мысли всё равно не умаляют ту красоту, которая открывается взору нашего путника. Итак, перед ним - лощина, которая сразу же при Перебайло стала застраиваться. Взвешено и продумано было всё: где и как поставить дома, где делать базы для тягловой силы ( а таковой в то время были быки, или как их ещё называли, волы) и конюшни для лошадей, а также зернохранилища. Конечно, до наших дней сами эти постройки могли и не сохраниться, потому что с изменением форм хозяйствования менялись и условия, когда возникала необходимость в новых постройках, и тогда на месте старых или рядом с ними строились новые объекты. С другой стороны, к величайшему сожалению, сейчас уже почти не осталось тех, кто мог бы рассказать что-либо, связанное с теми временами, временами дореволюционного строительства, затем реформами НЭПа, а после - начала индустриализации страны и колхозного строительства, потому что записи если и велись ,то сейчас находятся где-то в архивах светских и церковных, и ждут своего часа, когда любознательные историки смогут их отыскать и открыть пожелтевшие от времени страницы. И причина, по которой из цепи событий выпадает какое-то звено или прерывается связь времён, в бурных проявлениях самих этих событий: сначала это Русско-японская война, затем 1-я мировая, вошедшая в новую историю как Империалистическая война, затем Гражданская война, полная трагизма и ужаса. Но даже в мирное время потрясения следовали одно за другим: НЭП сменился коллективизацией, которая снова развела людей по разные стороны баррикад, здесь же - страшный голод 33-года, который выкосил людей, и когда жизнь как-то постепенно вроде стала налаживаться, грянул незабываемый 37-й, вошедший в историю как год начала репрессий, а уже в в 39-м началась война с Финляндией, предворившая Вторую мировую войну , обозначенную в наших учебниках по истории как Великая Отечественная война. Мы твёрдо должны знать, что каждое из этих потрясений приводило к гибели людей, к гибели записей, которые могли бы лечь в основу нашей истории. Поэтому описание истории Этоки всегда будет выглядеть далеко неполным из-за недостатка сведений, которые в силу указанных выше причин были утеряны навсегда. Но к счастью часть сведений всё-таки дошла до наших дней в виде рассказов потомков тех, кто уже ушёл из жизни. Часть из них, как ранее уже говорилось, заселяли Этоку, прибыв вместе с родителями как переселенцы из Украины и из российских губерний: Воронежской, Нижегородской, Владимирской, Тульской. Было и несколько немецких семей - Браун и Шефер - , история переселения которых тоже осталась на страницах архивов, ждущих когда пытливые исследователи найдут и раскроют ставшие уже ветхими папки документов и записей. Известно лишь, что наиболее активное заселение Этоки относится уже к периоду после 1928 года, когда резкое изменение экономической политики вызвало миграцию, и связано это было, конечно же в первую очередь, с поисками более удобных мест для проживания и ведения хозяйства. И хотя уже давно нет низких землянок, крытых соломой и камышом, продвигаясь на восток по сельской дороге, наш путник видит всё ещё кое-где старые дома, стоящие во дворах рядом с новыми. Слегка покосившиеся от времени они пережили тех, кто их возводил, и, наверное, всё ещё хранят тепло натруженных рук своих хозяев и продолжают содержать в себе всю их любовь и надежды, и отвечать им за заботу о себе долголетием своего существования. Так, медленно двигаясь на восток, наш путник подходит к дому Иваницких, старожилов Этоки, история жизни которых в этом селе насчитывает не одно десятилетие. Старый Иваницкий очень давно поселился в Этоке, а его два сына потом построились недалеко друг от друга, и оба работали в колхозе. Известно, что старший из сыновей родился после Гражданской, а младший - после голодовки. Старый Иваницкий после коллективизации всю свою жизнь отдал колхозу. У старшего из сыновей, Николая, было 4 сыновей, старший из которых, Алексей, очень одарённый и с детства бредивший морем ( и откуда такая романтика? Ведь вокруг Этоки - холмы и поля), после школы поступил в Высшее военно-морское училище, которое с отличием закончил, и попросился на службу на Северный флот, где сделал головокружительную карьеру, дослужившись до адмиральского звания. Служба на флоте стала для него делом всей жизни и ей он отдавался весь без остатка. Свой длинный отпуск во время службы он всегда проводил только в Этоке, где встречался с друзьями и одноклассниками, с односельчанами. Он очень любил село, любил и всё, что с ним связано. Это был человек, который никогда не забывал откуда он вышел и где его корни, и на поздравления в связи с очередным присвоением звания он с улыбкой отвечал: "Этим я обязан в первую очередь вам всем...". Поражала его простота и скромность, обаяние, неторопливость и умение располагать к себе. Любой житель Этоки, оказавшись по каким-то делам в Мурманске, непременно был принят Алексеем Иваницким и мог считать, что все проблемы будут решены. Для этого достаточно было набрать его номер и представиться ( а знал Алексей всех жителей Этоки от Тамбукана до Гудермеса) и тут же следовала команда ждать. Если он не мог приехать сам, то прибывал его водитель и порученец, после чего человека просили сесть в машину, потому что " товарищ вице-адмирал приказал доставить вас к нему. Он ждёт вас...". Достаточно было зайти к нему в кабинет, чтобы тут же попасть в крепкие объятия и, уже сидя в удобном кресле, рассказывать об Этоке, о жизни в селе и о сельчанах, о школе. В это время готовили номер в гостинице и решали другие вопросы и необходимые в этих случаях формальности с пропуском. Обычно в Мурманск прибывали на встречу со своими родными, проходившими службу на Севере. Тогда от Иваницкого следовала команда, и если не было чрезвычайных обстоятельств, то в самые кратчайшие сроки встреча происходила. Удивительный человек, по-настоящему большой человек, оставивший незабываемый след в истории своего села. К великому сожалению, через несколько лет после выхода на пенсию его не стало. Похоронили Лёшу с подобающими почестями на Севере, который он так любил и которому отдал многие годы жизни. Возвращаясь в прошлое, надо сказать, что детство многих, если не всех, детей прошло на Томаровском пруду, где рядом с ним всегда был и Володя Мятников, сын Мятникова Ивана - человека очень известного в Этоке, самозабвенного труженика, прошедшего войну, построившего уже после войны дом недалеко от дома Даниила Томаровского. Работал он в колхозе среди остальных, на плечах которых, как говорилось уже ранее, отстраивалось, поднималось и восстанавливалось хозяйство. Это их силами распахивались поля, их руками насаживались сады, строились фермы и бригады, полевые станы и зернохранилища, ремонтировались комбайны и вся техника, а в жаркие летние месяцы они спешили поскорее убрать зерно, работая дни и ночи. Надо сказать о том, что характерной чертой И. Мятникова была его необычайная честность. Старший его сын, Володя, родился в первый год после войны. В школе он заявил о себе как очень одарённый мальчик. После её окончания он сначала закончил милицейское училище, а затем и академию, после которой вернулся в Пятигорск и продолжал работать в различных подразделениях органов внутренних дел. Надо сказать, что очень высокая ответственность, порядочность и необычайная честность его отца полностью перешла и к сыну, и всё это стало его жизненным кредо . Будучи человеком очень участливым, внимательным и отзывчивым Владимир Иванович ни одному человеку не отказал в помощи. Его служебный и домашний телефон знали все и могли звонить и обращаться днём и ночью. Об этом человеке коротко можно сказать только одно: достойный человек. С Алексеем Иваницким у них была небольшая разница в возрасте, они дружили и росли вместе, и, скорей всего, впитали всё самое лучшее, что получали от родителей, школы и окружения, что впоследствии и определило их характер и стало установкой на всю жизнь. Вот сейчас можно сказать насколько всё-таки ярко прослеживалась преемственность поколений. Возможно это вообще отличительный признак того времени: трудные годы после войны, нужда, окружение, состоявшее сплошь из вчерашних фронтовиков, совсем ещё молодых, но уже прошедших сквозь горнило той страшной войны, заботы о семье и о детях - во что одевать и обувать и как прокормить, с чем отправить в школу -, и постоянный труд по восстановлению разрушенного хозяйства, работа с утра до ночи на полях и дома, строительство... И всё труд, труд и каждодневные заботы. Наверное, всё это в совокупности создавало ту особенную атмосферу, в которой росли и воспитывались дети - они взращивались на подвигах отцов, в атмосфере, где самым страшными пороками были праздность и забвение. И если первое - праздность - это то, что во все времена рождало только пороки, то второе оказалось куда более страшным: забвение привело к духовному и историческому беспамятству. Ещё со времён древности известно: если хотите разрушить будущее народа, разрушьте его прошлое. Вообще, само слово "Родина" вряд ли у кого-то могло вызвать скептическую усмешку, потому что перед глазами детей были их отцы -вчерашние солдаты, - самоотверженно трудившиеся на полях и в бригадах, являя таким образом свой пример детям. И детей совсем ещё маленьких, "детсадовских" как все называли, часто водили в сады, выводили поближе к полям для того, чтобы дети могли проникнуться чувством любви к природе, к месту, в котором они живут. Вот здание того детского садика в Этоке до сих пор живо, и оттуда вышли все те, портреты которых даются в нашем повествовании, и наш путник, который медленно идёт на восток по главной дороге села, никак этот садик не минёт: он будет по левую руку. Во дворе того бывшего садика ещё до сих пор растёт груша, некогда посаженная безымянным тружеником много десятилетий назад, но была она посажена с такой любовью, что пережила все светлые и смутные времена и бури, и в тени её не раз укрылись люди разных эпох и поколений. Но мы вновь возвращаемся к самому понятию - "Родина" и к вопросу о преемственности поколений. Уже в младших классах в школе в летние месяцы дети проходили практику на колхозных предприятиях и могли трудиться как в поле, так и в саду, помогая взрослым. Дети никогда не были обделены вниманием и заботой взрослых, детей жалели, очень хорошо кормили, а что касается досуга, то здесь были предоставлены все условия: прекрасные пруды, культстаны, где было всё для игр и физического развития, кино, а по вечерам организовывались танцы для старших, но тут же стайками играли в разные игры и дети младшего возраста. Были выстроены деревянные домики и для пионерского лагеря, где все заботы по обеспечению досуга брал на себя колхоз. А наш путник стоит у дома Иваницких, где кроме Лёши выросли ещё трое, вобравшие в себя всё лучшее, что смогли им дать родители, школа и окружение. Второй сын Николая Иваницкого родился через год после войны, и назвали его самым распространённым среди русских именем - Иван. Очень способный в учёбе сразу после окончания школы он закончил институт, а по призыву после института начал службу милиции, дойдя до высокого звания полковника. Никто не может сказать, что Иван Николаевич в чём-то, что мог сделать, кому-то отказал. Так были воспитаны эти люди, когда достоинство, честь и ответственность непременно присутствовали в характере человека. Прекрасные, очень достойные люди, сделавшие так много для села и написавшие яркую страницу его истории. Надо сказать, что в центре села, у здания местной администрации, стоит воинский мемориал, где поимённо вписаны те, кто не вернулся с войны. Совсем ещё юные они уходили на фронт прямо из школы или с поля... На мраморной стене, воздвигнутой в центре Этоки, прямо у здания сельской управы закреплены навечно 18 табличек с фамилиями тех жителей села, которые уже никогда не вернутся в свои дома, к своим близким. Астафуров...Артёменко...Богдановых двое.. Гладков Н.И... Горбачёвых -трое... Ефимовых - трое... Иваницких - трое... Клименко - трое... Корниенко - трое.. Сницарь П.Г... Якушенко В.В. замыкает скорбный список из 155 не вернувшихся с фронта... И для них сегодня звучит песнь о погибших: "Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...". Над стеной склонились и шумят ели и сосны, и они молчат вместе с павшими... И наш путник всё стоит у стены не в силах сдвинуться, потому что видит фамилию родного человека, геройски погибшего в кровавых боях под Сталинградом зимой 42-го года. Как много их, молодых, сильных, рослых и красивых остались на полях сражений...Война выбила их. Война осиротила дома, она навечно разлучила матерей с детьми и жён с мужьями. Как много было тех, кто пропал без вести, и кого все годы после войны ещё с надеждой продолжали ждать. Этому ожиданию посвящались стихи, поэмы и песни. Очень яркой и сильно волнительной в 70-х годах звучала песня в исполнении С. Ротару под названием "Баллада о матери". Эта песня прозвучала впервые на одном из конкурсов. Весь зал рыдал. Её вновь и вновь вызывали на сцену, но и она не могла петь, потому что была сильно взволнована.. Для тех, кто не слышал эту песню, кратко скажем: прошли годы после окончания войны, сын без вести пропал на полях сражений, но мать ( ах, сердце матери!) ждёт, что сын вернётся домой.. И в село однажды привезли к показу фильм документальный о войне, и стар, и млад отправились смотреть, и вдруг посреди фильма появился один кадр, а в зале раздался материнский крик" Алексей, Алёшенька, сынок..!!!"- мать увидела сына..И снова и снова просила вернуть этот кадр... Эта песня в исполнении С. Ротару произвела фуррор, она стала гимном для всех матерей, дети которых пропали без вести в боях.. Летом 1968-го года наш путник был свидетелем подобного случая, который произошёл в этокском клубе, в Большевике (напомним, что так называемый Большевик - это та часть Этоки, которая располагается под Джуцой). В ту эпоху перед демонстрацией фильма очень часто показывали хроникально-документальные фильмы. Нередко это были фильмы, отснятые операторами непосредственно на войне, и одну из таких кинолент показывали перед фильмом. В те годы в сельском клубе билеты продавала билетёрша, и в Большевике ею была Зеленская М.С. Знали, что она овдовела в молодые годы, и её муж без вести пропал на войне. Жила она с приёмным сыном Сашей, а дом её расположен был рядом с клубом. И вот во время демонстрации той хроники в какой-то момент на экране появилась сцена, где колонна солдат совершала марш, и объектив оператора остановился на лице одного из них...Как только появился кадр, в задней части зала вдруг раздался очень громкий, почти нечеловеческий крик: "Гриша-а-а-а..Гриша...!! Гриша... Это мой Гриша... Верните кадр, верните. Покажите снова.. Это он, он. Это мой Гриша..". Все переполошились, в зале включили свет, многие подбежали к ней. Она плакала навзрыд, смотрела на экран и только повторяла: "Покажите ещё раз его.. Это он..". Плёнку вернули на начало и показали ещё раз, а затем по просьбе этой женщины кадр этот киномеханик вырезал и отдал билетёрше. Каким-то образом она добилась сделать запрос по этому кадру военной хроники, и ей пришёл ответ, что в кадрах запечатлены бойцы полка, где как раз воевал её муж.. Удивительная история..И об этом тоже думает наш путник, стоя у мраморной стены в молчании в грустном... Сельская дорога, которая так много видела и претерпела, дорога, по которой до войны шли обозы и стада, а в войну - военная техника, дорога, истоптанная солдатскими сапогами и босыми детскими ногами, проходит совсем рядом. и наш путник медленно идёт вперёд, строго на восток, и вот он уже у дома Иваницких, во дворе которого так уютно, и там густо цветёт вишня. Чуть дальше, слева, дом Толмачёвых, ещё вперёд - дом Корниенко, Бутенко Н., и слева чуть ниже - снова дом Толмачёвых, ниже - дом Иваницкого.. А далее - Хрипуновы, Батвиновы, Глушенко...В ранние годы Этока так и застраивалась: дома ставились на южном склоне балки, а поля осваивались за косогором, и примыкали к самой Золке, а другая часть полей располагалась по северной части, прямо под косогором, а затем уже за косогором, выходя прямо к Лиманским буграм и далее к самой речке Юца...Это замечательные места, и удержаться, чтобы не полюбоваться такой красотой, вряд ли кто сможет. Наш путник, продолжая медленно продвигаться вперёд, оказывается у моста через речку, где с левой стороны видны постройки бывшей садово-огородней бригады, управлял которой в 60-е годы Александр Чупринин. Здесь же неподалёку и сам он проживал с семьёй. Молодой, строгий руководитель, очень хороший, заботливый и требовательный отец ( в семье было два сына и дочь - дети такие же работящие, как и их отец, очень талантливые и серьёзные), Александр Чупринин впоследствии стал Героем социалистического труда ( в советское время было такое звание, также была учреждена и медаль Героя социалистического труда), и награждён был за особые заслуги и достижения в деле развития села и сельского хозяйства. Поднявшись на пригорок, наш путник видит справа от себя очень большое поле, которое отделено от сада лесополосой, а слева - сад. Сады насаждались после войны. Это была черешня - красная, розовая и жёлтая. В советское время школьники усердно работали в этих садах, помогая колхозу. Там же трудились и родители многих из них. Жизнь бурлила, было очень много молодёжи, было много детей, в садах работали и младшие школьники. Пример взрослых имел очень большое воспитательное значение, и дети трудились, во всём подражая взрослым. Лозунг "Всё лучшее - детям" полностью себя оправдывал. В бригаде была прекрасная столовая, где детей кормили совершенно бесплатно, здесь же были и комнаты отдыха, пруд, культстан, игровые площадки, где проходили спонтанные встречи команд по волейболу и теннису, бильярду. Труд детей не был бесплатным. Звеньевые составляли каждодневные списки, и дети получали плату за работу. И память нашего путника, совершающего такое длительное и увлекательное путешествие, цепко держит события прошлых лет. Проходя мимо этих садов, он будто снова окунается в те годы, когда, начиная с июня месяца, сады наполнялись людскими голосами и суетой начала уборки: снимали первую черешню, но уже на подходе была вишня, и по саду мелькали белые платочки женщин и девочек, а совсем маленькие ( в саду были и такие, едва ли первоклашки), одетые в цветные сарафаны и яркие панамки, сновали в беготне за взрослыми, сбиваясь в стайки и вновь разлетаясь, подносили ящики, просто собирали плоды в маленькие ведёрки. То была какая-то особая, даже неописуемо красивая, если не сказать сказочно красивая атмосфера, где каждый ощущал ответственность, пусть даже на то время маленькую, но ответственность в выполнении очень важного дела. Основная дорога делает очень крутой поворот резко на восток, а здесь же, на этом крутом повороте, прямо на Золотой курган идёт грунтовая дорога, справа от неё - снова сады где раньше росли сливы, вишня и персики. Сады занимали огромную территорию вплоть до Тамбукана. Если внимательно присмотреться, то любопытный взгляд сразу выделит это огромное поле, простирающееся до подножья Золотого кургана. Обилие солнечного тепла, прекрасная почва, защищённость от ветров создавали идеальные условия для обустройства и использования этих территорий под сады. Этот участок как бы составлял логическое продолжение садов Лимана, дорога к которым начиналась от Золотого кургана резко на запад. Если кто-то захотел попасть в Лиманские сады, то ему бы пришлось прошагать несколько километров на запад от кургана, и тогда бы взору открылись поля, а за ними - клетки фруктовых садов, большую долю которых в то время составляли карликовые вишни, яблони. Здесь же были и персики, и абрикосы. Всё это было очень ухоженным, и природа не скупилась платить человеку за его любовь и труды. Собиралось огромное количество фруктов, которые эшелонами уходили на север, в центр, на Восток и Урал. Сегодня ландшафт несколько изменился; от былого величия, цвета и красоты цветущих садов остались лишь жалкие крохи, и мало кому приходит в голову, что во всё бывшее величие было вложено очень много труда, было сделано много усилий, чтобы преобразить пустыри, разработать поля, насадить сады, возвести хозяйственные постройки, выстроить центры культуры, детские сады, школы, вырастить не одно поколение детей, воспитать, обуть, одеть и дать образование. И сделано это было простыми людьми, людьми настойчивыми, рабочими, некогда пришедшими или приехавшими в эти места и прикипевшими к ним, решившими навсегда связать свою судьбу с этими местами... Путник наш знает, что многих на Кавказ в голодные 30-е годы привела нужда, другие бежали сюда по другим причинам, кто-то был ещё из семей казаков, некогда поселившихся здесь после Кавказской войны...Погружённый в размышления, наш путник останавливается у развилки дорог, одна из которых прямо мимо сада ведёт по направлению к Золотому кургану - горе,возвышающейся на горизонте и прикрывающей сады от северных холодных ветров. По сути Золотой курган - это небольшой локкалит, безлесный, покрытый травой и кустарником, но имеющий свои уникальные особенности: у подножья склона, обращённого к югу выбивает горячий минеральный источник (есть данные о том, что это радоновые воды), где до некоторых пор можно было искупаться, и люди этим пользовались довольно долго. Бегали туда и дети, однако из-за неухоженности и необустроенности несколько лет назад источник закрыли. В весенне-летнее время весь Золотой курган покрывается яркими цветами, склоны обдуваются слабыми ветрами, поступающими по Армавирскому воздушному коридору. Всё это придаёт тому месту какое-то необъяснимое величие, являя миру дикую красоту и притягательность. Было время в прошлом, когда на самой вершине кургана был каменный карьер, откуда добывали строительный бутовый скальный камень для закладки фундаментов домов, мимо многих из которых и проходил наш путник. У подножья, с южной стороны до сих пор расположена бывшая колхозная ферма и бригада, так что память о прошлом прочно хранится в этих строениях, возведённых много лет назад руками колхозников.. Наш путник, преодолев небольшой подъём, и, выйдя уже за пределы села, стоит в глубоком раздумье на перекрёстке дорог, перебирая в памяти многие события прошлых лет, и, окидывая взглядом поля и нынешние сады, возвращается к периоду 1928-1930 года, когда где-то здесь пахали упряжными лошадьми и быками поля, сеяли рожь, ячмень, овёс и пшеницу, молотили вручную, а кое-где и паровыми молотилками зерно, формировали бесконечные обозы в сторону города, где этот хлеб ждали... Такбыла налажена тогда жизнь. В то время люди, трудившиеся на полях, вели единоличное хозяйство. Прямо на северо-запад от Золотого кургана до самой речки Юца были огромные поля, часть из которых принадлежала Зарембе - крепкому хозяйственнику, человеку неординарному, труженику, обладавшему необычайной физической силой. Ростом под два метра, с огромными и сильными ручищами и очень крепкой шеей он трудился с утра до вечера на полях вместе с работниками, поторапливаясь собрать урожай и подготавливая земли к вспашке. Была у него паровая молотилка, лошади и быки, много инвентаря и очень большая и трудовая семья. Все надежды были связаны только с землёй, потому что она кормила. В советской истории труженики такого плана в период коллективизации назывались "кулаками", а такой период действительно наступил в 30-е годы, когда так же резко, как и в 90-е годы, начался период коллективизации хозяйства и перестройки или индустриализации промышленности. Просто однажды утром люди проснулись в совсем другой стране...
Последний раз редактировалось sl0902 23 янв 2012, 22:04, всего редактировалось 2 раз(а).

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение Антон » 31 мар 2011, 21:42

Рассказ интересен в отношении топонимов. Кстати на его основе можно сделать прекрасную интерактивную карту с фото, видео и описаниями. Предложи этому человеку, может он заинтересуется.
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5316
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Re: село Этока - Давайте напишем историю вместе

Сообщение sl0902 » 02 апр 2011, 21:17

Антон писал(а):Рассказ интересен в отношении топонимов. Кстати на его основе можно сделать прекрасную интерактивную карту с фото, видео и описаниями. Предложи этому человеку, может он заинтересуется.

Не совсем понял идею,подобное твоему предложению где-то можно посмотреть?

sl0902
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 09 мар 2011, 21:19
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

След.

Вернуться в История Кавказа



Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

. cron