Мик » 03 мар 2012, 11:01
http://rukavkaz.ru/articles/comments/1538/ Время идет не в обратном направлении.
"Кинематографисты Cеверной Осетии на протяжении многих лет тесно сотрудничают с деятелями культуры братских республик Cеверного Кавказа и Закавказья в рамках регионального телевизионного кино. Творческое братство остается таковым и по сей день, несмотря на рыночные отношения, вторгающиеся в данную сферу с каждым годом все больше и больше, сдерживая творческий рост. Обо всем этом мы решили поговорить с кинорежиссером, заслуженным деятелем искусств Северной Осетии и Дагестана, лауреатом премии имени К.Л. Хетагурова, секретарем северокавказского отделения Союза кинематографистов РФ Рафаэлем Сетраковичем Гаспарянцом.
- Рафаэль Сетракович, с чего началась кинематография Северной Осетии и почему именно здесь была открыта студия по производству северокавказского кино?
- В свое время это была главная редакция - киноредакция. Начинали с документальных фильмов, концертов, затем перешли на игровые фильмы. На первых порах нам помогали и приезжали на протяжении 10 лет такие крупные мастера как Милюкин, Карасик и другие известные метры своего жанра. Впоследствии стали работать самостоятельно, поскольку среди нас уже были профессиональные режиссеры. Назывались мы «Базовая студия по производству кино на Северном Кавказе». Причем все делали на деньги центрального телевидения, но таких технических возможностей как у них все равно не было. Изначально телекино подразумевало у нас сотрудничество с другими республиками на Кавказе. Основой создания такой студии послужил тот факт, что невозможно было построить киностудии во всех республиках – это было дорогое занятие. А у нас город с кинематографическими традициями, поэтому и решили общую творческую базу производства сделать именно здесь – во Владикавказе. Кинопавильон – единственный на Юге России – построили в 70-х годах ХХ века, где поначалу делали только одну полнометражную кинокартину в год, потом больше. Но к 90-м годам и это заглохло, так как государство перестало финансировать производство, хотя сравнительно с другими студиями наша работа обходилась властям намного дешевле. И это притом, что по тематике, объему и художественному эффекту наши картины ничем не уступали, к примеру, картинам центральной студии юношеских фильмов им. М. Горького. Моя картина «По следам Карабаира» стоила 150-180 тыс. рублей, когда аналогичный по жанру и хронометражу фильм на студии М. Горького обходился в разы дороже.