Роман Нутрихин
Многие слышали о громких подвигах царя-полководца Александра Македонского, но далеко не всем известно, что маршруты его легендарных военных походов проходили через Северный Кавказ. Кого-то, быть может, удивит и тот факт, что древние следы его прославленной армии можно обнаружить на ставропольской земле – в ее сокровенных преданиях и полузабытых мифах…
Маршрутами древней легенды
Древнегреческие авторы рассказывают, что Олимпиада – мать будущего «властелина мира» – в раннем возрасте приобщила сына к тайному дионисийскому культу. Уже в детские годы сознанием Александра завладела старинная легенда о том, что в незапамятные времена бог Дионис совершил величайший в истории воинский подвиг и положил начало всей мировой цивилизации. Миф этот, судя по всему, очень древний, ибо его отзвуки присутствуют в самых разнообразных мировых культурах. Египтяне, например, рассказывали практически то же самое о своем боге Осирисе, что дало основание античному историку Плутарху утверждать: «Греческий Дионис, римский Вакх и египетский Осирис являлись одним и тем же древним героем, которого многие народы вспоминали под разными именами».
Античное предание гласит, что во главе несметной армии, состоявшей из героических фавнов и необузданных амазонок-вакханок, Дионис прошел длинный путь из Египта через Кавказ в Индию, покоряя многочисленные полудикие племена и превращая их в культурное человечество. Он учил их возделывать землю, выращивать пшеницу и виноград, торжественно провозгласил незыблемые законы, дал знания и первую религию.
Чтобы люди не забыли все это и снова не вернулись к изначальному варварству, Дионис на всем пути своего следования основал города с одинаковым названием – Ниса (собственно, имя «Дионис» и переводится с греческого как «бог Нисы»). Это были первые города на планете, которым надлежало сыграть роль изначальных очагов дионисийского культа, дабы цивилизация, переданная людям этим божественным импульсом, никогда впоследствии не угасала. Города Нисы, ставшие путевыми вехами шествия по земле великого античного бога, перечислены в трудах Геродота и Стефана Византийского: одна из них находилась в Палестине неподалеку от Иерусалима, пять было в Египте, девять в Ливии, семь в Индии и восемь на Кавказе. Археологам удалось выяснить местоположение лишь нескольких из этих древнейших центров дионисийского культа, тогда как о большинстве из них нам пока ничего неизвестно. Следовательно, где-то на Кавказе скрыты руины древних священных городов, коим античная традиция приписывала божественное происхождение.
Еще во времена Александра Македонского на огромной территории от африканских пустынь до индийских гор все еще существовали города Нисы – древнейшие центры «священного знания», основанные, по легенде, самим Дионисом. Являясь пламенным почитателем последнего, молодой Александр с детства мечтал повторить его подвиги и, взойдя на трон, сразу же приступил к осуществлению задуманного. Он собрал огромную армию и двинулся по стопам Диониса: начав с Египта и перейдя Кавказские горы, македонский царь завоевал даже часть Индии. Однако править миром ему пришлось совсем недолго. На обратном пути Александр Великий заболел лихорадкой, был перевезен в Вавилон и умер там в расцвете своих сил. Его гигантская империя вскоре распалась, но сказания о ней на целые столетия пережили доблестного македонского полководца.
Александрия на Северном Кавказе
Надо сказать, что Александр Македонский не просто шел с армией по древнему пути Диониса – из Египта через Кавказ в Индию, – но, подобно своему любимому богу, основывал новые города, которые называл Александриями, в свою честь. Дело с этими городами обстоит ничем не лучше, чем с дионисийскими Нисами, потому как местоположение многих из них, особенно Александрий Кавказских, до сих пор остается невыясненным…
Сведения о пребывании Александра Великого на Северном Кавказе действительно сохранились во многих источниках – исторических и легендарных. Написанная в I веке н.э. Квинтием Курцием Руфом «История Александра Великого» содержит упоминания о том, как армия под предводительством македонского царя после продолжительной войны в Персии всего за четырнадцать дней перешла Кавказские горы, встретилась с племенем амазонок и участвовала в битвах на реке Танаис (древнегреческое название Дона). Кроме того, в нашем распоряжении имеются античные сообщения о битвах македонской армии при северной стороне Каспийского моря, на территории нынешнего Дагестана. Там, где стоит древний кавказский город Дербент, когда-то был узкий проход в горах, называемый «Каспийскими воротами». Через него проникали к морю воинственные скифы и совершали опустошительные набеги на здешние народы. По их просьбе Александр загнал кочевников назад в горы и закрыл злополучное ущелье «железными воротами». Он приказал засыпать его грудами руды и горючей смеси, которую македонцы подожгли, раздувая пламя огромными кузнечными мехами. Руда расплавилась, прочно запечатав скифам и без того неширокий доступ к беззащитным земледельческим племенам. С тех пор то место именуется Дербентом, что означает «Железные ворота».
Эта удивительная история, пересказанная сотни раз в различных исторических документах, отразилась даже в священном Коране (18:83-101), где говорится о том, что возведенная Александром железная преграда рассыплется в порошок перед самым концом света. Злобные кочевники вырвутся из глубоких недр, чтобы огнем и мечом опустошить всю землю. Кстати, в мусульманской традиции Александр известен как «Искандер Зулкарнайн», то есть «Александр Двурогий». Дело в том, что великий царь, насколько можно судить по легендам и дошедшим до нас македонским монетам, носил золотой шлем с завитыми бараньими рогами, желая подчеркнуть тем самым свое божественное происхождение.
Одним из самых знаменитых в древней мифологии является повествование о титане Прометее, прикованном цепями именно на Северном Кавказе. По словам римского историка Курция Руфа, Александр Македонский посетил пещеру, где когда-то томился этот несчастный титан: «Там есть скала, к которой, согласно преданиям, был прикован Прометей. У подножия скалы было выбрано место для основания города». Анализируя детали древнего текста, некоторые историки полагают, что упомянутый город был построен царем Александром недалеко от горы Бештау, возвышающейся над нынешним ставропольским Пятигорьем. «Семь тысяч македонцев и, кроме того, воины, уже негодные для военной службы, получили разрешение поселиться в новом городе, который назвали также Александрией». Любопытно, что современные археологи неподалеку от этих мест нашли бронзовое изображение Александра Великого, которое находится теперь в экспозиции Пятигорского краеведческого музея.
Золотой шлем бога
С Кавказскими Минеральными Водами связано еще одно старинное «александрийское» предание. Некоторые античные авторы упоминают удивительный золотой шлем, который, как говорили, был подарен Александру солнечным богом Аполлоном. Драгоценный предмет сразу стал талисманом военного могущества македонской армии. Отправляясь в дальние походы, царь оставлял его в своей сокровищнице под надежной охраной, чтобы «подарок бога» хранил страну в его отсутствие. Проникнув однажды в Индию и встретив ожесточенное сопротивление махараджей, Александр понял, что без чудодейственного шлема покорить эту страну ему не удастся. Со всех сторон посыпались мрачные пророчества и дурные предзнаменования. И тогда великий полководец послал гонцов в Македонию, наказав как можно скорее доставить ему боевую реликвию. Его солдаты, выполняя все в точности, повезли «дар Аполлона» через кавказское Пятигорье, где неожиданно подверглись нападению разбойников. Злодеи отбили у македонцев драгоценный шлем и скрылись с неожиданным проворством. Те, однако, настигли их у нынешней горы Змейки, только вот сокровища при них уже не было. В пылу погони разбойники успели спрятать его в одной из горных расщелин, и, умирая один за другим от мечей македонских воинов, не выдали им заветного места.
Лишившись своего священного талисмана, Александр Великий вынужден был несолоно хлебавши уйти с «негостеприимных» берегов Инда, и вернуться в Македонию ему уже не пришлось. Умер он по дороге домой в своих вавилонских владениях. По сию пору, как гласит эта легенда, золотой шлем, подарок солнечного бога Аполлона, лежит где-то в разбойничьем тайнике на склонах кавминводской Змейки. О нем здесь знают все, и вот уже много лет он не дает покоя ставропольским кладоискателям. В последнее время местным преданием заинтересовались некоторые археологи и серьезные историки, которые полагают, что оно не лишено зерна истины. Можно очень долго перечислять письменные и устные свидетельства о пребывании Александра Македонского на Северном Кавказе, однако лучше будет обратиться к древним географическим картам, ведь в хитросплетениях их линий порой таятся настоящие открытия!
Александровы столпы
На географических картах, созданных во II веке н.э. александрийским астрономом Клавдием Птолемеем, Северный Кавказ значится как «Азиатская Сарматия». Несмотря на неизбежные несовершенства и неточности, свойственные древней географии, эти карты представляют собой хорошо узнаваемое изображение данной части земного шара.
Легко различимы моря Каспийское (Pars Hyrcani maris), Черное (Pontus Euxinus) и Азовское (Meotis palus), которые можно принять в качестве отправных точек при соотнесении географических представлений Птолемея с современной топографической реальностью. Нам это понадобится для того, чтобы определить действительное местоположение исторических артефактов, связанных с кавказскими походами Александра Великого.
Птолемеева карта изображает «Железные ворота», воздвигнутые Александром в горных ущельях на севере Каспия. Они довольно точно соотносятся с современным Дербентом. Но есть еще одна интересная деталь: на карте показаны две колонны, подписанные «Alexandry columnae», то есть «Александровы столпы».
Из тех же античных письменных источников мы узнаем о том, что Александр Великий в ходе своего завоевательного похода действительно воздвиг на одном из холмов два колоссальных столпа. Легенда гласит, что он очень хотел добраться до полярных областей и побывать в полуночной стране гипербореев, где, как утверждал его почтенный учитель Аристотель, половину года стоит непроглядный мрак, а другую половину – царствует лучезарный Аполлон. Однако македонская армия оказалась не в состоянии идти столь далеко из-за непривычных для нее морозов, снегопадов и порывистого ветра. Александр вынужден был повернуть войско на юг, по направлению к Индии, предварительно отметив крайний предел своего северного продвижения установкой в этом месте двух каменных колонн.
Очевидно, во II веке это была общеизвестная историческая достопримечательность, и Клавдий Птолемей мог указать точное ее местоположение на своей карте. Если мы сопоставим несколько искаженные птолемеевы координаты с современными географическими реалиями, то окажется, что легендарные Александровы столпы должны находиться где-то на территории Ставропольского края! Этот факт подтверждается еще и тем, что данные Птолемея использовались некоторыми средневековыми картографами, которые на основе новых географических знаний уточняли античную локализацию Александровых столпов. Писатель А.Асов отмечает: «На карте императора Карла V и Фердинанда (XVI в.) колонны Александра помещены близ Пятигорья на Северном Кавказе. И это местоположение удостоверяется многими источниками». Остается поискать на Ставрополье хоть какие-то сведения об Александровых столпах, если они, конечно же, сохранились… Хотя, на самом деле, не нужно искать и сведений, потому что эта уникальная историческая достопримечательность доныне находится на ставропольской земле и как раз недалеко от Пятигорья, но об этом, к сожалению, практически никто не знает.
На высоком холме близ старинного села Александровского по сию пору стоят исполинские столбы из желтого пористого известняка. Они столь огромны, что их исследователи не прекращают споров об их естественном или же искусственном происхождении. Ведь просто в голове не укладывается, что такие колоссы могли быть воздвигнуты рукою смертного! Должно быть, сходное чувство возникает при взгляде на британский Стоунхендж или египетские пирамиды. Но было ли что-то невозможное для Александра, имевшего в своем распоряжении самую мощную армию тех времен и владевшего целым миром?
Простой русский народ, в отличие от александрийского картографа Птолемея, естественно, уже не догадывался о том, что это за столбы, и как они здесь появились. Тем не менее, люди продолжали воспринимать их как нечто из ряда вон выходящее, слагая о них новые легенды. Говорили, что сразу после Всемирного Потопа исполинские колонны установил здесь дьявол, но сам холм вплоть до конца XIX столетия люди продолжали называть «Горой Северной». Думается, есть в том далекий отзвук сказаний о том, как Александр Великий пожелал дойти до крайнего севера и в результате возвел громадные каменные колонны в память о несбыточности этой красивой мечты.
Возможно александровские столпы вовсе не искусственного, а природного происхождения. Легенды вокруг них могли возникнуть под впечатлением от их неописуемой колоссальности. Греки, как известно, селились на ставропольской земле еще до нашей эры, о чем свидетельствуют найденные археологами осколки амфор с клеймами греческих полисов, целые античные городища и отдельные эллинские захоронения. Естественно, греки, жившие за пределами Эллады, знали героический эпос о походах Александра и стремились найти ему подтверждения на чужбине. Ставропольские каменные столбы удивительно соответствовали рассказу о «северных колоннах» македонского царя-полководца, почему и получили широкую известность в эллинском мире, оказавшись на птолемеевых картах под названием «Александровых столпов».
В конце концов, легенда – это только легенда, и живет она по своей внутренней логике. Иногда легенда влияет на всю дальнейшую историю, отчего, быть может, и появились на карте Ставропольского края такие топонимы как село Александрия, станица Александрийская, хутор Вавилон да и сама крепость Ставропольская. Может показаться странным, но «Ставропольем» даже сегодня называется одна из древнейших частей Македонии. Справедливости ради необходимо сказать, что некоторые современные историки вообще ставят под сомнение реальное существование легендарного македонского полководца. Они полагают, что если у этой грандиозной культурной фигуры и существовал действительный исторический прототип, то настоящие его заслуги были куда скромнее, тогда как героический эпос возник в результате проекции на него древних мифов о странствиях бога Диониса. Хотя, какая в сущности, разница? Объясняя один миф, находишь в нем другой, там третий, и так до бесконечности. В этом, наверное, и заключается секрет их почти невероятного долголетия.
Публикуется с дополнениями по источнику: журнал «Тысяча дорог», №2, май, 2007. С. 14-17.