• Объявления

В этом году в Северо-Кавказском издательстве "МИЛ" вышла книга - путеводитель Вячеслава Яновского "Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана" по широко известным и практически неизвестным достопримечательностям региона.


Автор - кандидат исторических наук, публицист, в прошлом экскурсовод, изучил более 300 книг и других источников по истории, этнографии, геологии, животному и растительному миру Северного Кавказа. При написании некоторых глав автором активно использованы собственные статьи в журнале "Современный Кавказ", а также летопись г. Кисловодска "Два века у богатырского ключа" и монография "Курортные города России как объект управления в конце XIX - начале ХХ в.". Предлагаем Вашему вниманию некоторые отрывки из этого огромного 570-страничного путеводителя.

 

Оглавление путеводителя

Об авторе
От автора
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Административное деление
Географические границы и районы
Горы
Реки и озера
Природные ландшафты
Климат
Народы и религии
Общие культурные особенности
Некоторые примечательные старинные обычаи и традиции
Исторический очерк
ЧАСТЬ II. КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Общие сведения
Минеральные Воды - ворота курортов
Город-курорт Железноводск
Город-курорт Пятигорск
Георгиевск
Город-курорт Ессентуки
Город-курорт Кисловодск
ЧАСТЬ III. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
Общие сведения
Описание дорог до долины реки Кубань

Ущелье Кубани от Черкесска до истоков
Тебердинское ущелье и Домбай
Аксаутское ущелье
Ущелье Большого Зеленчука и Архыз
Кяфарское ущелье
Ущелье Большой Лабы
ЧАСТЬ IV. КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Общие сведения
Дорога из Пятигорска до Нальчика
Баксанское ущелье
Чегемское ущелье
Черекская долина
Хуламо-Безенгийское ущелье
Черекское ущелье
ЧАСТЬ V. РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Общие сведения
Дорога из Нальчика до Владикавказа
Дигория
Цейское ущелье и Наро-Мамисонская котловина
Куртатинское ущелье, Даргавс и Кармадон
ЧАСТЬ VI. ДРУГИЕ МЕСТНОСТИ
Адыгея. Плато Лагонаки
Ставрополь. Старый губернский центр
Дагестан. Земля сорока языков
Вместо заключения.
Избранная литература о Северном Кавказе.

Все права на рукопись данной книги принадлежат автору. Лиц, заинтересованных в переиздании путеводителя, просим обращаться лично к Вячеславу Яновскому на адрес vyacheslavyanovsky@yandex.ru

Из истории Чегема

Выдержки их путеводителя к.и.н. Вячеслава Яновского

Модератор: Антон

Из истории Чегема

Сообщение Антон » 28 окт 2013, 23:50

Из истории Чегема. До середины 1940-х гг. в котловине было около десятка сел. А в раннем средневековье - видимо и того больше. Повсюду здесь следы человеческого труда. На горах можно увидеть прекрасно сохранившиеся земледельческие террасы, оставшиеся со времен, когда климат в этих местах был намного мягче. На горных уступах повсюду следы древних укреплений. Остатки средневековой церкви изучались археологами в грандиозном ущелье Жилгису близ села Эл-Тюбю.

Неподалеку от них также была найдена полуразвалившаяся древняя лестница, которая поднималась к пещерам, в которых купцы-византийцы якобы хранили свое золото. По дороге на "городок мертвых" туристы пересекают горный ручей, течение которого было в средние века искусственно отведено местными жителями в сторону с целью орошения полей. Так что жители этих мест были хорошо знакомы с основами ирригации.

Некоторые исследователи отождествляют верховья Чегема с упомянутым в книге Шереф-ад-Дина Йезди "Зафар-Намэ" укрепленным местом Капчигай, на которое обрушился Тамерлан, преследовавший одного из золотоордынских военачальников.

Следы скольких цивилизаций и культур хранит здешняя земля, сейчас уже доподлинно не скажет никто. Но местные жители, являясь балкарцами, называют себя "чегемле", то есть "чегемцы". Исследователи 18 - начала 19 веков считали их отдельным тюркоязычным народом Северного Кавказа. По сообщению Семена Броневского в конце 18-начале 19 века чегемцы или "джики", как их еще называли, в количестве 368 семей жили в 10 селениях и произошли от смешения "булгар, греков, нагайцев и калмыков" (орфография автора сохранена - В. Я.). Несколько авторов XVIII в. (И.Г. Георги, Х. Гюльденштедт, С. Броневский) приводили версию о том, что якобы название "Чегем" происходит от чехов, а точнее "Моравских братьев", которые бежали сюда от католического преследования из Чехии в XV в. И что это было отражено в каких-то старых книгах. Впрочем, названные авторы относились к такой версии с большой долей сомнения.

Занимались чегемцы разведением овец и коз, выращиванием ячменя и овса. Топограф И. Бларамберг в середине 19 века писал о том, что чегемцы изготавливали превосходное пиво, получали селитру и производили порох, а также добывали свинец в недрах горы Коргашинли-Тау, отливали пули и продавали их соседним народам. Добывали чегемцы в горах также железный купорос, который использовался при выделке кож. Важную роль играло скотоводство. Причем, разводили здесь особых мулов или лошаков ("каракатыр"), которых получали от скрещивания лошадей и ослов мелкой грузинской породы. Здешний мед славился качеством, но иногда обладал опьяняющим действием, если пчелы собрали пыльцу рододендрона или понтийской азалии.

Несмотря на начало исламизации в конце XVII в., долго у местного населения сохранялись христианские и дохристианские пережитки. В 1736 г. кизлярский дворянин Алексей Тузов видел в Чегеме две целые каменные церкви (только без глав) и остатки часовен с фресками, а также отмечал, что жители местные соблюдали пост в течение семи недель весной и двух недель летом, не ели в пост ничего мясного и молочного. Знать же исповедовала мусульманство. П. С. Паллас в конце XVIII в. раздобыл в церкви ущелья Жилгису несколько листов старинного евангелия на греческом языке. Сама церковь необыкновенно почиталась беременными женщинами, которые молились там о благополучных родах. Еще в 1920-1930-х годах балкарцы Чегемского ущелья почитали священные родники, рощи, отдельные деревья, камень Авсолтуу и др. природные объекты.

В ущелье Жилгису, в 1 километре к западу от Эл-Тюбю, в скале левобережной горы Капчагай расположен грот Кала-Тюбю ("основание крепости" - балк.). Здесь найдена стоянка человека датированная XI-XIII тысячелетиями до н.э. К гроту можно прийти прямо по тропе. Чуть дальше, на карнизе той же скалы "прилепилась" тропа, укрепленная искусственной средневековой каменной кладкой. От тропы по крутой скале поднимается "лестница". Когда-то она вела к горизонтальной террасе на высоте около 30 м. Это одна из двух "лестниц" под названием "Битекле". Здесь, по преданию, византийцы хранили добываемое в горах золото. По другому преданию, записанному в конце XIX в. Баширом Далгатом, в этом месте находился грот, укрепленный крепостными стенами, в котором жила небольшая община во главе с неким старцем. Община хранила сундук с золотом, а на сундуке лежал меч. Старец разрушил лестницу, чтобы никто не мог добраться до золота. Ходить по тропе и "лестницам" рекомендуется только при наличии альпинистского снаряжения. Следует также соблюдать осторожность - в скалах есть осиные гнезда!!!

Рядом с местными жителями здесь в разное время селились выходцы из Сванетии, Осетии, Дагестана и других мест. Они приносили сюда свои верования и культурные традиции, ассимилировались с коренным населением.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Вернуться в От Адыгеи до Дагестана

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: нет зарегистрированных пользователей

< . cron