• Объявления

В этом году в Северо-Кавказском издательстве "МИЛ" вышла книга - путеводитель Вячеслава Яновского "Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана" по широко известным и практически неизвестным достопримечательностям региона.


Автор - кандидат исторических наук, публицист, в прошлом экскурсовод, изучил более 300 книг и других источников по истории, этнографии, геологии, животному и растительному миру Северного Кавказа. При написании некоторых глав автором активно использованы собственные статьи в журнале "Современный Кавказ", а также летопись г. Кисловодска "Два века у богатырского ключа" и монография "Курортные города России как объект управления в конце XIX - начале ХХ в.". Предлагаем Вашему вниманию некоторые отрывки из этого огромного 570-страничного путеводителя.

 

Оглавление путеводителя

Об авторе
От автора
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Административное деление
Географические границы и районы
Горы
Реки и озера
Природные ландшафты
Климат
Народы и религии
Общие культурные особенности
Некоторые примечательные старинные обычаи и традиции
Исторический очерк
ЧАСТЬ II. КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Общие сведения
Минеральные Воды - ворота курортов
Город-курорт Железноводск
Город-курорт Пятигорск
Георгиевск
Город-курорт Ессентуки
Город-курорт Кисловодск
ЧАСТЬ III. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
Общие сведения
Описание дорог до долины реки Кубань

Ущелье Кубани от Черкесска до истоков
Тебердинское ущелье и Домбай
Аксаутское ущелье
Ущелье Большого Зеленчука и Архыз
Кяфарское ущелье
Ущелье Большой Лабы
ЧАСТЬ IV. КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Общие сведения
Дорога из Пятигорска до Нальчика
Баксанское ущелье
Чегемское ущелье
Черекская долина
Хуламо-Безенгийское ущелье
Черекское ущелье
ЧАСТЬ V. РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Общие сведения
Дорога из Нальчика до Владикавказа
Дигория
Цейское ущелье и Наро-Мамисонская котловина
Куртатинское ущелье, Даргавс и Кармадон
ЧАСТЬ VI. ДРУГИЕ МЕСТНОСТИ
Адыгея. Плато Лагонаки
Ставрополь. Старый губернский центр
Дагестан. Земля сорока языков
Вместо заключения.
Избранная литература о Северном Кавказе.

Все права на рукопись данной книги принадлежат автору. Лиц, заинтересованных в переиздании путеводителя, просим обращаться лично к Вячеславу Яновскому на адрес vyacheslavyanovsky@yandex.ru

Старый Урух - Мацута

Выдержки их путеводителя к.и.н. Вячеслава Яновского

Модератор: Антон

Старый Урух - Мацута

Сообщение Антон » 28 окт 2013, 23:56

Старый Урух - Мацута (49 км). Дорога проходит через небольшой КПП, где производится паспортный контроль. Здесь - граница Северной Осетии и Кабардино-Балкарии и село Средний Урух. После села Средний Урух, дорога через несколько километров вступает в село Новый Урух. Оно известно тем, что здесь в крестьянской семье родился выдающийся советский и британский ученый в области ракетной техники, один из разработчиков лайнера "Конкорд" Григори Токати (Григорий Ахматович Токаев; 1913-2005). В 2008 г. в Новом Урухе была выстроена красивая церковь, в которой соединились византийские и осетинские архитектурные традиции. Сразу на выезде из села дорога круто спускается к реке. Здесь берега обрывистые, сложенные речными отложениями с галечником. Перед мостом - кирпичный домик-кувандон для ритуальной осетинской трапезы при святилище Уастырджи.


Местность здесь и далее чрезвычайно живописна и мягкие европейские пейзажи с невысокими, покрытыми лесом, холмами, не предвещают встречи с суровым Дигорским ущельем с его заснеженными горами, головокружительными обрывами и глубокими каньонами. На 17-м километре находится центр Ирафского района - село Чикола. История Чиколы интересна. Раньше селение называлось Магометановским, так как при наместнике Кавказа М. С. Воронцове в начале 1850-х гг. сюда переселили из высокогорий дигорцев-мусульман. Христиан же компактно поселили в селе Христиановском неподалеку. Теперь это город Дигора. Название "Чикола" возводят к тюркскому "уч кала" - "три крепости". Есть другой вариант перевода: "на трех курганах". В селе работают кирпичный и лесозавод.

После Чиколы начинаются живописные предгорья, покрытые "колдовским" лиственным лесом, чащи которого выглядят очень таинственно. Дорога приводит в селение Ахсарисар, название которого переводится как "верх храбрости" - здесь дигорцы отстояли свою независимость в битве с войском Крымского хана. После Ахсарисара асфальт заканчивается. Еще несколько километров - и дорога, пройдя через небольшое село Калух, вступает в узкий каньон - Урухскую теснину. У исследователя Кавказа И. Бларамберга она названа "Хадсерте". Основная дорога идет слева от реки. В правой стороне от нее интересно осмотреть так называемый "Чертов мост" (Ахсинта). Он соединяет два берега Уруха и находится в 74 метрах над рекой. Скалы под этим мостом практически смыкаются и в зияющей пропасти, зажатая узкими берегами, беснуется река.

Длина Урухской теснины составляет пять километров, и этот участок пути является одним из самых живописных. В теснине много красивых водопадов, которые наподобие Чегемских представляют собой выходящие из известковых скал чистейшие родники. Сама теснина образована за счет промыва Урухом толщ Скалистого хребта. Дорога извивается и огибает высокие скалы, на карнизах которых растут сосны. В одном месте в скале строителями дороги даже пробит тоннель. Ближе к концу теснины, справа от дороги находится дом из красного кирпича. Это еще одна трапезная святилища Уастырджи. В Дигории религиозная картина наиболее сложная в Осетии. Здесь слились воедино христианские, языческие и исламские представления и традиции. Миссионерство хотя и было масштабным, и только в 1858 г. в Дигории крестили около 1000 человек, но к глубокому приобщению к религии это не приводило. Церкви в конце XIX в. были в только в селах Камунта, Махческ, Стур-Дигора. Дигорцы и сейчас во многом верны своим представлениям. Советская пропаганда преследовала подобные вещи, но и это не останавливало дигорцев. С исламом наблюдалась та же картина. Мулл своих во время посещения Дигории А. Ш ёгреном в 1830-х гг., не было, и они приезжали из Кабарды. А небольшая каменная с плоской кровлей донифарсская мечеть была в конце XIX столетия единственной на всю горную часть Дигории. В 1987 году на заседании бюро Ирафского райкома КПСС забили тревогу по поводу того, что населением района "регулярно справляются обряды "Фацбаджнтж", "Габона", "Задалески Нана" и другие, посвященные языческим культам с жертвоприношениями".

После теснины ущелье несколько расширяется. Справа и слева возвышаются, обрывающиеся на юг скальными вертикалями в несколько сотен метров, горы Скалистого хребта. Характер растительности становится полупустынным. Это так называемая Дигорская котловина. Направо уходит узкая и извилистая дорога к самому труднодоступному селу Донифарс ("фарс" - "бок", "дон" - "вода" - осет.), развалины которого видны на высокой горе. В старину Дигорским ущельем правили два феодальных рода - Баделиата и Царгасата. А село Донифарс было населено мусульманами и не подчинялось никому (был, правда, свой "сильный" род - Гагуата), давало отпор всем, кто посягал на его независимость. За это жители села платили некоторыми неудобствами - вода далеко внизу, лес высоко на скалах, а земля камениста и малопригодна для земледелия. Климат из-за большой высоты холодный.

Род Царгасата правил только в Верхней Дигории (Стур-Дигора, Одола, Моска, Куссу и др. селения). Род Баделиата по преданиям происходил от "мадьяр", отколовшихся от монгольских орд, обрушившихся на Кавказ в XIII в. Сначала они просто осели в этой местности и обрабатывали свой скромный бесплодный участок земли. Но затем они взяли на себя важную функцию - охрану теснины Хадсерте от внешних посягательств. Благодарные дигорцы стали давать Баделиатам различные подношения, а затем возвели их чуть ли не в ранг местных правителей, хотя окончательно сложившегося феодализма здесь не было. Баделиаты (баделяты) и практически все остальные дигорцы имели дружественные отношения с кабардинцами, а с другими соседями обычно враждовали. В том числе с осетинами-алагирцами. В то же время это не мешало им родниться с балкарскими фамилиями из Черекского ущелья. Некоторые дигорские роды, например Кодзасовы, имеют балкарское происхождение. А имеретинские, т.е. западногрузинские, князья отдавали своих сыновей на воспитание дигорцам, чтобы те вырастили из них хороших воинов.

Над селением Донифарс возвышается обрывистый массив Скалистого хребта Мулдзугибарзонд (3063 м.), за которым находится еще более высокая вершина того же хребта - Уазахох ("святая гора" - осет.; 3529 м.) с вершиной в виде башни. По старым поверьям на горе этой живет дочь солнца Агунда.

На противоположной от Донифарса стороне ущелья расположились не видимые с дороги древние села Ханаз, Верхний и Нижний Задалеск, Нар и другие. Они расположились на склоне массива Скалистого хребта под названием Урсхох ("белая гора" - осет.) высотой 2928 м. Впереди же вздымается гора Хошхинхох (3245 м.), склоны которой до середины покрыты лесом, а выше - лугами. С этой горы, как и с других, расположенных в Боковом и Главном хребтах, весной сходят сокрушительные порой лавины.

В районе селения Ханаз сохранились развалины средневекового феодального замка, а выше селения Верхний Задалеск в скальной пещере Олисай-Дон находится святилище Уастырджи под названием Дигори-Изад (т.е. "Ангел Дигории"), где в XIX в. находилось почти два десятка черепов зубра и около тысячи черепов оленя. Таковы были приношения охотников. Еще селение Задалеск связано с почитанием "святой матери Задалеска" или по-дигорски Задалески Нана, где есть святилище в честь нее. По преданиям это была пожилая женщина, которая "во времена монгольского нашествия" спасла от смерти и вырастила много осиротевших дигорских детей. Некоторые осетинки и сейчас молятся ей о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей.

Извилистая и каменистая дорога спускается на дно котловины, в котором расположилось древнее селение Мацута (11-й километр от "Чертова моста"). Название села переводят как "дальше не ходи". Это связано с эпидемией чумы в XVIII в., когда в Дигории болезнь выкашивала население, а здесь был карантинный пункт, устроенный самими жителями. На центральной площади Мацуты, если этой крошечной поляне можно дать такое название, сохранились два огромных замшелых вертикально поставленных камня. Сейчас уже никто однозначно не скажет, зачем они были установлены. Понятно только, что стоят они уже более чем несколько веков. Вероятно, здесь в прошлом собирался совет старейшин для решения важных вопросов. В селе Мацута находится въезд в национальный парк "Алания". Дорога здесь раздваивается.

Источник: В.С. Яновский. Северный Кавказ от Адыгеи до Дагестана
Аватара пользователя
Антон
Администратор
 
Сообщения: 5470
Зарегистрирован: 03 май 2010, 12:35
Откуда: Пятигорск
Благодарил (а): 90 раз.
Поблагодарили: 152 раз.

Вернуться в От Адыгеи до Дагестана

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot]

< . cron